В 2019 году независимыми экспертами в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области (далее – Управление) представлено 14 экспертных заключений на нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов), а именно:
1) экспертное заключение на приказ комитета по труду и занятости населения Курской области от 20 декабря 2018 года № 01-414 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» (в ред. приказов комитета по труду и занятости населения Курской области от 27 декабря 2018 года № 01-443, от 21 января 2019 года № 01-10) (независимый эксперт Галушко К.А.);
2) экспертное заключение на приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 06 ноября 2018 года № 206 «О Порядке отбора теплоснабжающих организаций, осуществляющих обеспечение тепловой энергией, теплоносителем потребителей тепловой энергии в муниципальных образованиях Курской области, на предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на модернизацию объектов теплоснабжения, не учтенных при осуществлении государственного регулирования тарифов» (независимый эксперт Галушко К.А.);
3) экспертное заключение на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом)» (независимый эксперт Галушко К.А.);
4) экспертное заключение на проект приказа МВД России «Об утверждении Правил формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (независимый эксперт Галушко К.А.);
5) экспертное заключение на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила продажи товаров дистанционным способом» (независимый эксперт Галушко К.А.);
6) экспертное заключение на постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (независимый эксперт Галушко К.А.);
7) экспертное заключение на постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (независимый эксперт Галушко К.А.);
8) экспертное заключение на проект распоряжения Главы Курского района Курской области «О наделении отдела по земельным правоотношениям муниципального казенного учреждения «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области» полномочиями в области земельных правоотношений» (независимый эксперт Попов В.В.);
9) экспертное заключение на проект постановления Администрации Курского района Курской области «Об утверждении Положения об отделе по земельным правоотношениям муниципального казенного учреждения «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области» (независимый эксперт Попов В.В.);
10) экспертное заключение на приказ комитета по труду и занятости населения Курской области от 20 декабря 2018 года № 01-416 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости» (в ред. приказов комитета по труду и занятости населения Курской области от 27 декабря 2018 года № 01-442, от 21 января 2019 года № 01-08) (независимый эксперт Попов В.В.);
11) экспертное заключение на проект постановления Администрации Курского района Курской области «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальным бюджетным учреждением культуры «Бесединская центральная районная библиотека» Курского района Курской области муниципальной услуги «Предоставление доступа к изданиям, переведенным в электронный вид, хранящимся в муниципальных библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах» (независимый эксперт Попов В.В.);
12) экспертное заключение на проект постановления Администрации Курского района Курской области «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных» (независимый эксперт Попов В.В.).
13) экспертное заключение на приказ департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области от 24 декабря 2018 года № 206 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами местного самоуправления Курской области государственной услуги по переданному полномочию в сфере деятельности органов опеки и попечительства в Курской области «Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства на отчуждение имущества, принадлежащего несовершеннолетним» (независимый эксперт Горбенко Д.В.);
14) экспертное заключение на приказ ФССП России от 29 марта 2007 года № 107 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов» (независимый эксперт Попов В.В).
Общее количество выявленных независимыми экспертами коррупциогенных факторов составляет 52 фактора.
Анализ указанных экспертных заключений показал, что при проведении антикоррупционной экспертизы наиболее часто выявляемым коррупциогенным фактором является:
– широта дискреционных полномочий (подпункт «а» пункта 3 Методики) – 15 факторов;
– наличие нормативных коллизий (подпункт «и» пункта 3 Методики) – 15 факторов;
– определение компетенции по формуле «вправе» (подпункт «б» пункта 3 Методики) – 9 факторов;
– юридико-лингвистическая неопределенность (подпункт «в» пункта 4 Методики) – 6 факторов;
– наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (подпункт «а» пункта 4 Методики) – 3 фактора;
– отсутствие или неполнота административных процедур (подпункт «ж» пункта 3 Методики) – 2 фактора;
– выборочное изменение объема прав (подпункт «в» пункта 3 Методики) – 1 фактор;
– принятие нормативного правового акта за пределами компетенции (подпункт «д» пункта 3 Методики) – 1 фактор.
Согласно имеющейся информации (официальные ответы на экспертные заключения независимых экспертов) выявленные коррупциогенные факторы устранены в 7 нормативных правовых актах.